Что такое Система Маркетинга, и как она работает в Вашем бизнесе?

система маркетингаСегодня открываю цикл статей о системе маркетинга в деталях. Это первая вводная статья, в которой представлена самая суть маркетинга, и алгоритм его внедрения в компании. В дальнейших статьях из этого цикла детально рассмотрим более узкие вопросы и технологии. В статье много практических заданий. Рекомендую Вам не просто прочитывать статью, а еще и выполнять задания. Это превратит чтение в полезное для Вашего бизнеса занятие.

Как известно, маркетинг — это способ взаимодействия с рынком, который позволяет компании быть более привлекательной для клиента, более доходной для владельца. А также решать такие глобальные задачи как развитие технологий, развитие рынка конкурентного товаров и услуг, и в конечном итоге — развитие экономики и общества в целом.

Маркетинг – одна из ключевых функций управления предприятием. И прежде, чем начать эту функцию улучшать, имеет смысл посмотреть, а для чего, с какой целью ее нужно улучшать?
Практическое задание 1:
Какие задачи решает маркетинг в вашей компании? Для чего он вам нужен? Как маркетинг помогает достигать целей вашего бизнеса?
В целом можно сказать, что маркетинг призван объяснить, каким образом происходят процессы ОБМЕНА между организацией и клиентами — и дать рекомендации, как следует строить эти отношения обмена.

Ключевые задачи маркетинга:

  • Систематический поиск новых рынков и выход на них;
  • Создание информационной базы данных о клиентах и работа с этой базой;
  • Сбор и представление информации о внешней среде организации: конкуренты, рынок, регуляторы;
  • Использование маркетинговых инструментов для увеличения сбыта

Практическое задание 2:
Подумайте, какое внимание уделяется в компании каждой из ключевых задач маркетинга? Оцените уровень развития каждой из задач по шкале от 1 до 10. Довольны ли Вы этими цифрами? Почему такая картина сложилась? Что Вас не устраивает? Что Вы хотите изменить?
план маркетингаМаркетинг не будет успешен, если он не связан с целями организации. Отдельные маркетинговые мероприятия могут быть осмысленно выбраны и проведены лишь тогда, когда можно определить их вклад в достижение цели.

Существует огромное количество показателей, которые можно выбрать в качестве маркетинговых целей. Предлагаю вам воспользоваться небольшой подсказкой:

Маркетинговые показатели:

  1. Экономические маркетинговые показатели:
    • доходность продуктов
    • доля рынка
    • уровень проникновения в рынок
    • повышение объемов оборота и сбыта
    • расширение рыночного потенциала
  2. Психографические маркетинговые показатели:
    • известность продукта или свойств продукта
    • повышение уровня узнаваемости продуктов или организации
    • изменение / усиление имиджа
    • повышение уровня предпочтительности продукта
    • усиление намерения приобрести продукт

Практическое задание 3:
Запишите, какие маркетинговые цели стоят перед вашим бизнесом на ближайший год, два, три. Их не должно быть много, достаточно одной-двух целей из каждого раздела. При формулировке целей помните о том, что цели должны быть конкретные, реалистичные (т.е. у вас достаточно ресурсов, чтобы их достичь), измеримые, ограниченные во времени.
Маркетинг принято делить на Стратегический и Тактический.

Стратегический маркетинг выступает в роли полководца. Его задача — создать общий план, охватывающий длительный период времени, определить способ достижения главной цели компании.

Тактический маркетинг – это регулярная работа по составлению и реализации оптимальных комбинаций маркетинговых инструментов. В рамках тактического маркетинга выполняются коммуникации с клиентами, управление ценами, управление продуктами, управление каналами сбыта.

С одной стороны, Вы должны иметь долгосрочные, стратегические планы, а с другой – планировать ближайшие действия с использованием конкретных маркетинговых инструментов, создавая так называемый маркетинговый комплекс («маркетинг микс»). Для этого существует 4 группы инструментов:

  1. Продуктовая политика: какие продукты / услуги и каким образом Вы будете предлагать рынку?
  2. Политика сбыта: кому и по каким каналам Вы будете продавать продукты, как продукты будут доходить до покупателя?
  3. Ценовая политика: на каких условиях и по каким ценам Вы будете предлагать продукты?
  4. Коммуникационная политика: какие информационные и убеждающие мероприятия Вы будете использовать для повышения продаж?

Практическое задание 4: Оцените уровень развития в вашей компании каждого из инструментов по шкале от 1 до 10. Как данная картина сложилась? Что Вас не устраивает? Что Вы хотите изменить?
Итак, как Вы смогли убедиться, маркетинг отвечает на вопрос, что, как и когда сказать клиентам, чтобы они захотели купить продукт, а усилия компании по сбыту были сведены к минимуму. И чем лучше работает маркетинг в компании, тем легче компании работать с клиентами и рынками, тем меньше усилий по продвижению продуктов необходимо прикладывать. Чем лучше реализуется эта функция, тем устойчивее компания, тем она динамичнее, тем успешнее.

Со временем маркетинг может обрастать дополнительными ответвлениями, утяжеляться, и безусловно время от времени нужно проводить ревизию текущей деятельности и отсекать лишнее.

В среднем и малом бизнесе собственник зачастую лично выполняет ключевые функции маркетинга. Вы можете делать это самостоятельно, а можете привлекать помощников.
Практическое задание 5: Обдумайте и напишите, насколько вас устраивает текущие состояние маркетинга в вашей компании? Оцените, насколько эффективно удается реализовывать поставленные маркетинговые цели? Определите, какие шаги вам необходимо сделать в первую очередь, чтобы маркетинг стал функцией, поддерживающий движение бизнеса в нужном вам направлении.
маркетинговый планПри реализации любого начинания важно делать правильные шаги и соблюдать их последовательность. В своей работе мы постоянно сталкиваемся с одними и теми же вопросами клиентов:

  • Что такое маркетинг на самом деле?
  • Для чего он нужен?
  • Как использовать всю мощь этого инструмента управления бизнесом?
  • С чего начинать при разворачивании маркетинга в своем бизнесе?
  • Как оценивать эффект от маркетинга и управлять этим эффектом?

Вот общая схема, где изложена четкая последовательность действий. У меня ушли годы проб и ошибок, чтобы нащупать эффективный путь и устранить типичные предрассудки и «косяки».

Шаг 0. Определяем цели маркетинговой деятельности (мы разобрали эту тему в прошлом уроке).
Шаг 1. Проводим анализ исходной ситуации. Уточняем цели.
Шаг 2. Определяем рынок компании и ее стратегию. Снова уточняем цели.
Шаг 3. Настраиваем продуктовое предложение под рынок и стратегию.
Шаг 4. Усиливаем продуктовое предложение – дополнительными услугами и новыми продуктами.
Шаг 5. Продвигает продукты по каналам сбыта.
Шаг 6. Информируем клиента и вовлекаем в процесс потребления.
Шаг 7. Регулируем цены и максимизируем доходность.
Шаг 8. Организуем персонал: определяем, какие люди нужны, что они будут делать, какая система мотивации будет способствовать их активной работе?
Практическое задание 6: Напишите план действий по внедрению маркетинга в своей компании. Скажем по опыту, что лучше, если его первый шаг намечен на сегодня. В крайнем случае – на завтра.
В следующей статье из этого цикла мы поработаем над определением рынка компании и ее стратегией.

Задать мне вопросы, высказать свое мнение (восторги, сомнения, критику) Вы можете, написав на адрес: LyubovMalyutina@gmail.com.

Если у Вас не хватает времени на то, чтобы самостоятельно решать маркетинговые задачи — обращайтесь.

Есть несколько вариантов сотрудничества:

***
Успехов!
С уважением,
Любовь Малютина

P.S. Если Вы считаете, что эта информация будет интересна кому-то из Ваших коллег или друзей, и может помочь ему в бизнесе и в жизни — пожалуйста, перешлите ему эту статью.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *